пятница, 6 января 2017 г.

Новогодние каникулы позволили провести много времени рядом с детьми, дали множество тем, о которых теперь хочется писать, и полностью лишили времени на то, чтобы писать о чем-либо вообще.

Зато у нас было достаточно времени на то, чтобы сделать очередную перестановку, в результате которой детские стульчики оказались опущены и придвинуты к обеденному столу, а, следовательно, у нас началось время совместных семейных трапез. Детям пока очень нравится. Во-первых, налицо значительная подвижка в соблюдении прав человека младшего возраста, что не может не радовать.  А во-вторых, теперь всегда точно видно, что именно едят родители и у последних не остается ни малейшей возможности что-то съесть тайком, укрывшись от пристального и пытливого взгляда детей.

Правда и у родителей появился дополнительный аргумент в их убежденности, что ребенок во время еды на стуле должен сидеть. Именно сидеть, а не стоять, лежать или свешиваться через край.  Что, опять же, несомненно ущемляет права человека младшего возраста и ведет к возрастной дискриминации и сегрегации, а тут уже недалеко и до беспощадного попрания детских прав, с чем, конечно же,  мириться нет никакой возможности. Поэтому на призыв родителей сесть , так как стул предназначен для того, чтобы на нем сидеть, Ева (активист местной ячейки движения за права человека младшего возраста) тут же начинает стоячую забастовку.  Но, иногда, она делает уступку и предпочитает мир в семье политической карьере, так что время от времени нам удается увидеть свою дочь едящей сидя.

Да и вообще говоря, если когда-нибудь мне придется вдруг усомниться в том, что Ева моя дочь, я буду знать, кого подозревать первым. Я точно знаю, чей набор генов  превалирует в геноме Евы и чьи наследственные качества она неуклонно демонстрирует. Этот главный подозреваемый - буравчик.  Да-да, тот самый Буравчик, чье правило мы изучали в школе (вернее будет сказать, правило чего, хотя лично  я думаю, что в школе все, как и я,  были уверены, что это фамилия).  Именно этим своеобразным происхождением, на мой взгляд, и объясняется поведение Евы.

Например, это прекрасно видно по тому, как Ева засыпает. Я уже неоднократно об этом писал, но с радостью напишу еще раз. Тем более, что особенно это заметно именно нам, как родителям двух детей одного возраста, что дает возможность сравнивать.  Шейна в 99 случаях из 100 после того, как будет извещена о том, что пришла пора спать просто ложится и засыпает. У нее на это уходит от 5 до 15 минут. Уходило бы и меньше, если бы не Ева.

Ева же сразу засыпать не намерена. Обычный Евин алгоритм отхода ко сну следующий. Представим себе, отец укладывает двух девочек и сам ложится между ними, так как без присутствия мамы или папы они пока  засыпать решительно отказываются.  Шейна ложится на бок и закрывает глаза. Ева же начинает диалог. Сначала она обращается к теме колобка (но об этом я уже недавно писал) и курочки рябы (в "Золотую антологию сказок на ночь Шейны и Евы" недавно был включен и этот шедевр, теперь в антологии целых две сказки, но редакторский коллектив находится в постоянном поиске). Когда эти темы проработаны и отброшены, Ева переходит к обсуждению насущных проблем, событий ушедшего дня, политической обстановки в стране и прогноза погоды на ближайшие дни. В этот момент обычно слышится тихий голос пытающейся заснуть под все это Шейны. Шейна говорит "Ева мешает Шейне спать".  Иногда "Ева мешает папе и Шейне спать". Тут папа подхватывает критику Шейны и, закрыв глаза, подтверждает, что Ева мешает спать и ему, и Шейне и, что и он, и Шейна очень просят Еву вести себя потише, уважать сон окружающих и, вообще, в идеале, заснуть и самой. Самое удивительное, что Ева (человек действительно добрый и отзывчивый) в последнее время практически сразу снижает громкость монолога и иногда даже практически сразу замолкает. Конечно, проблема избавления от излишков энергии никуда не девается и тут на помощь приходят гены того самого буравчика. 

Ева начинает активное бурение кровати (выражающееся в том, что Ева, лежа,  активно крутится вокруг своей оси, машет руками и ногами, переворачивается со спины на живот и обратно и т.д. , и т.п.). Все это, в силу темперамента, раз в минуту сопровождается просительными выкриками "Пап!", имеющих своей целью побудить отца к продолжению диалога. Но отец стойко молчит или продолжает сообщать о том, что он спит. Отсутствие нормального собеседника приводит к усилению амплитуды бурения и вращения Евы. Буду откровенен, в этот момент, обычно, я уже действительно ненадолго засыпаю и будят меня либо пинки летящих во все стороны Евиных конечностей, либо прощальный аккорд, всегда выполняемый Евой перед  тем, как прекратить интенсивное бурение и перейти непосредственно ко сну. Для этого она встает на ноги и с шумом плашмя падает на меня, вздыхает и очень быстро засыпает.

И тут нельзя не отметить громадную разницу в темпераменте наших детей, которая особенно отчетливо видна и в том, как они засыпают, и во многих других ситуациях. Вообще, быть родителями двойни (а также и тройни, и так далее) - это постоянная возможность сравнивать и более четко оценивать характеры своих детей. А еще, и это самое лучшее, это и возможность постоянно видеть, как они взаимодействуют друг с другом, и постоянный тренажер для обоих детей, дающий им возможность оттачивать навыки общения с сестрой и, в ее лице,  со сверстниками. Могу с гордостью отметить, что наши дети уже умеют делиться (и со стыдом подчеркнуть, что также они умеют и не делиться) и уже довольно часто делятся друг с другом игрушками или едой. Причем, интересно отметить, что более ярко и умение, и нежелание делиться видно у Шейны, собственнические чувства которой намного сильнее, чем у Евы. Ева и отбирает, и отдает игрушки с легким сердцем. Для Шейны же бывает невозможным отдать свою игрушку и отбирающая ее сестра выливается в трагедию с рыданиями, но, в то же время, она и с большей радостью и искренностью делится и заботится о сестре. Особенно трогательно, например, то, как они моют друг друга, купаясь в ванне.

И, кстати, и в купании также отчетливо видны разные темпераменты. Шейна старательно и тщательно моет все части тела, иногда даже приговаривая " и подмышки, и подбородок" , Ева же радостно плещется и, если увлечется и отвлечется одновременно, готова старательно мыть одну и ту же ногу на протяжении всего купания. Родителей не может не радовать желание детей мыться самим, хотя, иногда, приходится вторгаться в этом процесс с тем, чтобы помыть все остальные части Евиного тела помимо идеально вымытой ноги  или просто для того, чтобы ограничить по времени процесс мытья, который дети явно считают чем-то радостно-бесконечным.

Не менее ярко взаимодействие проявляется и в остальные моменты нашей жизни. И во время еды, и во время игры и т.д. И еще в том, как дети делят родителей. Когда мы с Жанной с детьми вместе, то сложностей не бывает почти никогда, но когда с детьми кто-то один из нас, этому кому-то иногда приходится оказываться меж двух огней.
Вот так в последнее время я регулярно оказываюсь в эпицентре рыцарского турнира. Сражающимися сторонами выступают Ева и Шейна. Мне, судя по всему, достается почетная  роль прекрасной дамы, за которую и происходит сражение.  Девиз  схватки -  "Моя папа!" Стороны отчаянно сражаются, толкаются и кричат, но главным оружием каждая из них явно считает выкрикивание  девиза ристалища непосредственно в ухо отцу с максимальной громкостью.  А, так как я старательно пытаюсь  их отвлечь и изменить тему разговора, выслушивать этот девиз мне приходится многократно. Но, все, как и всегда, заканчивается миром и, внезапно, обе сражающиеся стороны, потеряв интерес к даме своего сердца, в частности, и событию вообще, отправляются на игрушечную кухню готовить для папы игрушечный суп.

Ну а в конце я бы хотел обратить внимание родителей двоен на то, что иногда выражение чувства общности интересов и принадлежности к одной касте, которое большинство из нас явно испытывает, а некоторые и не стесняются демонстрировать, иногда принимает неожиданные и  забавные формы. Для тех, кто не до конца понимает, о чем речь, скажу о тех чувствах, которые испытываю лично я, когда вижу двойную коляску. Это что-то типа смеси из чувства сопричастности, сочувствия и понимания сложности жизни, которую ведут родители этих двух детей, в сочетании с радостью от того, что у нас с Жанной целых двое детей сразу и вот эти конкретные люди могут разделить и наиболее полно понять эту радость.

Что испытывают другие утверждать не берусь, но по проявлению чувств вижу, что что-то похожее. И вот, пару дней назад я гулял с коляской и ко мне вдруг подошла женщина, которую явно переполняло все это, а на лице светилась улыбка, вызванная увиденной двойной коляской. Это женщина быстро подошла ко мне и быстро проговорила " мои таким уже два года!", на что я, не буду скрывать, не нашелся, что ответить, кроме " и моим тоже два". Но оценить всю глубину и мудрость моего ответа смог только я сам, потому что, проговорив свою фразу, женщина вдруг резко совершила боковой маневр и удалилась в направление, перпендикулярном движению моей коляски с впечатляющей скоростью. И такой случай далеко не первый за недолгую мою бытность отцом двойни.

И тут я бы хотел обратиться к тем родителям двоен, которые хотят поделиться своими эмоциями с другими родителями двоен же. Прежде всего, вы - молодцы и поступаете правильно. Но! Будьте взаимовежливы! Если вы хотите сообщить кому-то, что у вас двойня и им два года, спросите для начала, сколько лет той двойне, что перед вами. А, в идеале, еще и выслушайте ответ. Это позволит более полно поделиться своими чувствами и, ни в коей мере, не смутит тех ,к кому вы обращаетесь. Все мы привыкли отвечать на стандартные вопросы "Сколько вашим?" и "Мальчик и мальчик?" по несколько десятков раз в день и нас это совершенно  не беспокоит.

А в заключение хочу сказать, что вопрос "мальчик и мальчик?" уже намного больше волнует наших детей, чем нас,  и что Ева каждому, кто подходит с вопросами сразу же заявляет "Не мальчики, девочки!" вне зависимости от того, что именно пытается спросить подошедший.

Ну и в качестве постскриптума, сводка наших достижений, просто чтобы не забыть хронологию. Если считать идеалом ребенка в возрасте года и десяти месяцев, который по нужде ходит только на горшок и не пользуется соской, то сразу могу сказать, что в личном зачете идеал не достигнут никем из наших детей.  Намного лучше обстоит ситуация в парном зачете. Конечно, когда бодрствуют, дети подгузники уже не носят и ходят только на горшок. Подгузники одеваются только на время сна. Ева уже много месяцев вообще ходит только на горшок  - и после дневного, и после ночного сна она просыпается всегда в сухом подгузнике. И, вообще, подгузники Евы выбрасываются сухими после нескольких носок и, теоретически, если исключить силу трения, могли бы использоваться вечно. Шейна таким похвастаться не может, хотя в последние дни иногда тоже начала просыпаться сухой. Зато Шейна лидирует в отношении соски. Она явно уже и сама начинает понимать, что соска ей не нужна и, если соски нет, ложится спать без нее.  А иногда и просто отдает ее, как ненужную и мешающую спать. Так что прогресс налицо,  дети подбадривая друг друга личным примером, движутся вперед,  а у родителей всегда есть возможность похвалив одного ребенка, продемонстрировать второму в каком направлении двигаться и к каким результатам стремиться.






Комментариев нет:

Отправить комментарий